фан-сайт легендарных исполнителей "шизгара" :)

Они встретятся в Саду Эдема... Посвящается светлой памяти Маришки Вереш, великой певицы

Удушающе жарким летом 1972 года я брел, шаркая сандалиями, по пыльным закоулком центрального рынка города Грозный*. На рынке, который скорее можно было назвать восточным базаром, царила привычная кутерьма, шла бойкая торговля фруктами и прочими товарами народного 

производства. И вдруг, сквозь мешанину привычных звуков и шума разговоров представителей различных кавказских народностей, вплелась тонкой змейкой необычная мелодия, послышался необычайно привлекательный женский голос. Завороженный этим вокалом и достаточно жестко звучащей музыкой, я как зомби приблизился к ларьку, именовавшемуся не иначе, как «Студия звукозаписи», и застыл возле большого динамика**.
 
Первая песня Shocking Blue, которую я тогда услышал, называлась "Send Me a Postcard", и она просто потрясла меня до глубины души. В первую очередь поразила откровенная, ничем не прикрытая страстность, звучавшая в голосе певицы Маришки Вереш (Mariska Veres). Одинокая девушка, в нетерпении ожидающая от своего возлюбленного хотя бы почтовой открытки - чем не банальный сюжет? Но вот эта обнаженность чувств, этот накал взвинченных до предела эмоций, когда она, отбросив весь свой стыд и робость, поет:
 
  • Прежде чем от одиноких ночей разобьется мое сердце,
  • Пошли мне открытку, дорогой.
  • Как мне заставить тебя понять -
  • Я хочу быть твоей женщиной!
  • Вот она я, жду неприметного знака,
  • Жду его до скончанья времен.
  • Пошли мне открытку, дорогой,
  • Отправь мне открытку прямо сейчас!
 
Все эти слова ложились на настоящий хард-рок, гитары ревели и стонали, орган выводил незатейливую мелодию, которую вдребезги разбивала мощная ритм-секция. Женский вокал в совокупности с  хард-роком был подобен разорвавшемуся фугасу. Это был настоящий драйв, хотелось рвать и метать, кружиться в танце, выть волком от переполняющей тебя радости. 
Ничего подобного ранее я не слышал, хотя уже мог в свои 12 лет отличить THE BEATLES от THE ROLLING STONES. Среди пластинок своей мамы откопал песни в исполнении Тома Джонса и Энгельберта Хампердинка, а благодаря своему дядюшки-саксофонисту  приоткрыл дверь в удивительный мир джаза. Но, услышав именно эту песню, я понял, что «Rock is my life», именно с тех пор  я - верный жрец и хранитель традиций рок-музыки.
 
Не буду утомлять вас подробным изложением истории Shocking Blue, которую давно написал и которую я постоянно дополняю и шлифую. В 1991-м первый вариант статьи не попал в последний номер журнала «РОК», с которым я тогда сотрудничал, в 1993-м вместо нее взяли в «Easy Rider» мой большой материал о Дженис Джоплин. Возможно, когда-нибудь эта статья все же увидит свет в полном виде. Скажу лишь то, что Shocking Blue - уникальная рок-группа, которая создала множество отличных песен, в том числе потенциальных хитов. Они играли не примитивную музыку в стиле бит, а нечто более значительное. Их аранжировки, которые созданы в основном благодаря лидеру группы и гитаристу Робби ван Лиувену (Robbie van Leeuween), до сих пор волнуют самых искушенных слушателей. В 70-х Shocking Blue стала культовой группой в СССР, ее песни звучали не только на кавказских рынках, пленяя слушателей восточным колоритом, которого   на их пластинках было вдоволь, но и на московских танцплощадках, и в квартирах молодой питерской интеллигенции, основательно подсевшей на рок-музыку.
 
Достаточно сказать, что такие разные русские рок-группы, как ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ, ЧАЙФ, Вова Синий и БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ делали различные кавера на ту же нетленную "Venus". Даже привередливый Артем «Дядя Ко-ко» Троицкий был неравнодушен к голландцам. На Западе  SHOCKING BLUE  тоже любили многие. Басист Крист Новоселич, к примеру, уговорил Курта Кобэйна включить кавер-версию «Love Buzz» в репертуар NIRVANA, и эта песня исполнялась «нирвановцами» довольно долго. А после трагической смерти Курта Крист образовал группу SWEET 75, специально найдя певицу с вокалом, похожим на голос Маришки Верес. Их единственный альбом оказался, на мой взгляд, весьма колоритным.
 
До Shocking Blue в роке вовсю насаждался  культ мужчины, венца творения. Вспомните хотя бы песню - «I Wanna Be Your Man», которая в исполнении THE BEATLES была развлекательным шлягером, а в трактовке THE ROLLING STONES - шовинистским мужским вызовом. В 1974 году она весьма двусмысленно прозвучала в обработке певицы глэм-рока Сюзи Кватро (Suzi Quatro). Но Маришка Вереш всегда была не только певицей с уникальным голосом, но и очень красивой женщиной с пышным бюстом, который она не стеснялась выставлять напоказ, сексапильной фигуркой (правда, небольшого росточка), черными длинными волосами и с невинным выражением лица - этакая Ева через пять минут после того, как она надкусила яблоко с Древа Познания, любезно предложенное ей Змием-искусителем.
 
Можно, конечно, вспомнить певиц более ранней, рок-н-ролльной эпохи, вроде Бренды Ли (Brenda Lee) и Ванды Джексон (Wanda Jackson), но, фактически, только в конце 60-х на рок-сцене появились действительно сильные женские фигуры, вроде Дженис Джоплин из BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY и Грейс Слик из JEFFERSON AIRPLANE, которые могли петь не только красиво, но и мощно, действительно по-роковому. Можно назвать много достойных певиц той эпохи, включая Джони Митчелл и девушек из THE MAMAS & THE PAPAS, но все-таки они из несколько другой категории. А вот Маришка составила отличную конкуренцию американкам Джоплин и Слик.
 
Вереш обладала мгновенно узнаваемым сильным вокалом, который мог звучать проникновенно нежно, а  несколько мгновений спустя - жестко и пронзительно. Shocking Blue пытались выпускать концептуальные альбомы, иногда это не срабатывало, но на каждой пластинке (в том числе и на не особо удачных последних релизах), всегда можно найти массу интересных мелодий. У каждого поклонника группы, наверное, есть свой любимый лонгплей, у меня это - 3rd Album, ядреная смесь кантри, хард-рока и нежных баллад.
 
Песня"Venus" в подаче Shocking Blue действительно стала шедевром поп-музыки. Она построена на простом, но неодолимо зажигательном ритме, который создают барабаны, «бубнящая» бас-гитара и бренчащая, как пустая консервная банка, ритм-гитара, на фоне которых властвует нарочито отстраненный голос певицы. Два четверостишья и повторяющийся припев, после которого вступает «курлыкающая» лидер-гитара - вот и все дела. Но при этом песня обладает прямо-таки гипнотическим эффектом, который со временем совершенно не ослабел.
 
  • Богиня выше всех вершин
  • Горит серебряным огнем,
  • Любви и красоты союз -
  • Венерой мы ее зовем.
  • Богиня
  • Ты, детка - богиня
  • Да, я - Венера -
  • Твое горенье,
  • Твое влечение.
  • Ее оружье - блеск в глазах,
  • Что сводит каждого с ума.
  • Черна как ночь была она.
  • Бог знает, что еще там.
 
На самом деле в репертуаре Shocking Blue можно найти и другие весьма интересные композиции, например, «Tobacco Road», сочиненную Джоном Д. Редермилком (John D. Redermilk) на основе одноименного романа известного американского писателя Эрскина Колдуэлла. В романе (и в песне) рассказывается драматическая история семейства фермеров, живущих на Юге США и выращивающих хлопок на дедовской плантации, названной «Табачной Дорогой».
 
* - в 70-80-е мало кто в России знал название этого города, но, начиная с 90-х, оно огнем выжжено в памяти россиян.
 
** - в подобных ларьках стоял огромный студийный магнитофон и специальная аппаратура, напоминающая граммофон с иглой, с помощью которой на специальных кусках мягкой пластмассы (еще ранее для этой цели использовали рентгеновские снимки) под нагреванием вырезались звуковые дорожки. Эти пластмассовые листики были разной формы - квадратной, круглой или вообще вырезанные по профилю - и на них фотографическим способом были нанесены портреты певцов или просто какие-то пейзажи и цветы. Листики были неким подобием гибкой пластинки, напоминающей то, что выпускалось как приложение к журналу «Кругозор», только с фотографией на поверхности. На пластинку обычно помещалось 2-3 песни, которые были записаны с помощью бобинного магнитофона.
Автор: Александр Галин
Перевод песен - Игорь Полуяхтов
Источник: antyc.ucoz.ru